О СоюзеЧленам СРОРеестрЗаконодательствоКонтактыДокументыНациональный реестр специалистовОтчет члена СРО Главная / Новости / Принят Федеральный закон об оптимизации процедур технологического присоединения к инженерным сетям
Создано 10.06.2021 13:43

Принят Федеральный закон об оптимизации процедур

технологического присоединения к инженерным сетям

Государственной Думой РФ в окончательном – третьем – чтении в среду, 9 июня 2021 года, принят Федеральный закон, направленный на оптимизацию процедур подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения: сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Системы обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы РФ.

Национальное объединение строителей является одним из разработчиков проекта указанного Федерального закона в ходе его рассмотрения Государственной Думой.

Принятый Федеральный закон решает целый ряд практических проблем в сфере подключения (технологического присоединения) к инженерным сетям.

Так, законом исключается отдельная процедура получения технических условий подключения (технологического присоединения). Согласно новым правилам технические условия являются обязательными приложениями к договорам о подключении (технологическом присоединении), заключаемым с правообладателями инженерных сетей. Данное нововведение призвано сократить количество административных процедур в строительстве.

Благодаря принятию Федерального закона общие правила подключения (технологического присоединения) будут закреплены непосредственно в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ГрК РФ), что позволит установить единые правила процедуры присоединения к сетям различных видов и повысит прозрачность данной процедуры для застройщиков.

Принятым Федеральным законом конкретизирован перечень лиц, имеющих право обратиться за заключением договора о подключении (технологическом присоединении). Кроме правообладателей земельного участка и объекта капитального строительства это может быть, например, лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории (КРТ).

Важным нововведением является норма, разрешающая заключать договор технологического присоединения до образования земельного участка. Эта допускается в целях строительства объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в тех случаях, когда ГрК РФ прямо разрешает осуществлять проектирование и строительство до образования земельного участка (части 1.1 и 1.2 статьи 48, часть 7.3 статьи 51 ГрК РФ). Данная новелла упростит процесс строительства публично-значимых объектов капитального строительства, например, объектов социальной инфраструктуры.

Вносимыми в ГрК РФ изменениями определяются особенности порядка внесения платы за подключение (технологическое присоединение). Закон разрешает вносить такую плату с учетом этапов строительства, что позволит рационально распределять расходы на технологическое присоединение, позволит решить проблемы застройщиков с получением финансирования на осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Правообладателям уже подключенных к сетям объектов разрешается снизить объем подключенной (технологически присоединенной) мощности (нагрузки) в отношении таких объектов капитального строительства с одновременным перераспределением (уступкой) высвобождаемой (невостребованной) мощности (нагрузки) иным заинтересованным лицам.

На уровне ГрК РФ также закреплен порядок переноса (переустройства) существующих линейных объектов, в том числе инженерных сетей, в связи с планируемым строительством других объектов, в том числе многоквартирных домов и сопутствующей инфраструктуры. Ранее такой порядок не был определен на уровне федерального законодательства, что влекло правовую неопределенность по вопросу о взаимодействии застройщика и правообладателя сетей при их переносе. Это, в конечном итоге, создавало для застройщиков значительный административный барьер, наличие которого приводило к увеличению как сроков, так и стоимости реализации проектов.
Важное нововведение касается усиления гарантий участников земельных аукционов. Так, ресурсоснабжающие организации, предоставляющие в рамках подготовки к аукциону информацию о возможности подключения участка к сетям, будут обязаны указать срок, в течение которого правообладатель земельного участка сможет обратиться за заключением договора о подключении (технологическом присоединении) в пределах максимальной нагрузки, которая указана в предоставленной информации о возможности подключения. Такой срок не может составлять менее трех месяцев со дня представления соответствующей информации.

В ближайшее время ожидается направление Федерального закона в Совет Федерации для решения вопроса об одобрении, а также последующее направление Президенту Российской Федерации для подписания.

Федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2021 года.