О СоюзеЧленам СРОРеестрЗаконодательствоКонтактыДокументыНациональный реестр специалистовОтчет члена СРО Главная / Новости / с 1 июня вступает в силу новый ГОСТ на асфальт
Создано 10.06.2020 09:33
Обновлено 10.06.2020 09:41

Дороги по американским технологиям:

с 1 июня вступает в силу новый ГОСТ на асфальт


С 1 июня 2020 года начинает действовать новый ГОСТ Р 58406.2-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия». Новый норматив пришел на смену старому стандарту - ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия», который полностью прекратит свое действие с 1 июня 2023 года. Это значит, что через 3 года при ремонте, реконструкции и строительстве дорог в России будет использоваться асфальт, изготовленный исключительно по новому ГОСТУ. В чем принципиальные отличия?

Изготовление асфальта по новой технологии не предполагает добавление какого-то волшебного ингредиента. Нет. Асфальт будет состоять из тех же компонентов, но их пропорции будут подобраны совершенно по-другому. В основе нового ГОСТа лежит технология проектирования асфальтобетонных покрытий по методу Superpave (SUperior PERforming Asphalt PAVEments), которая была разработана стратегической программой исследований автомобильных дорог в США.

Рациональный подбор составляющих асфальтобетонной смеси с учетом климатических условий, нагрузки, геологических изысканий и др. решает две проблемы, которые характерны для асфальтовых дорог: постоянная деформация, которая является следствием недостаточной прочности асфальтобетона на сдвиг при высоких температурах, и низкотемпературные разрушения, которые образуется, когда асфальтобетонное покрытие сжимается, а растягивающее напряжение превышает прочность на растяжение.

По старому ГОСТу асфальт мог быть только пяти типов: А, Б, В, Г и Д в зависимости от содержания в смеси щебня или гравия (для А, Б, В) и песка (для Г и Д). Помимо этого асфальтовая смесь делилась на типы - I, II и III, в зависимости от того, какими характеристиками и показателями должна была обладать полученная смесь. Например, для устройства выравнивающего слоя на дороге в городе используют смесь типа В марки II, для верхнего слоя - тип А марки I. На тротуарах чаще всего укладывают В или Г.

Новый ГОСТ предполагает классификацию асфальта по другим параметрам.

1) В зависимости от номинально максимального размера применяемого минерального заполнителя (смесь из щебня, песка и минерального порошка ) он может быть следующих типов: А32, А22, А16, А11, А8 и А5.

2) В зависимости от слоя, куда пойдет смесь, ее подразделяют на виды: О (основание), Н (нижний слой) или В (верхний слой).

3) В зависимости от условий дорожного движения смеси подразделяют на: Л – смеси для дорог с легкими условиями движения, Н − смеси для дорог с нормальными условиями движения и Т − смеси для дорог с тяжелыми условиями движения.

Пример: смесь А16 НН может использоваться в качестве нижнего слоя покрытия на дорогах с нормальными условиями движения. Смесь будет содержать щебень максимального размера в 16 мм.

То есть принципиальное отличие заключается в том, что по методу Superpave при назначении типа асфальтобетонной смеси и выборе компонентов для её состава (минеральных материалов и битумного вяжущего) учитывается климатический район расположения автомобильной дороги и уровень эксплуатационной транспортной нагрузки на конкретном её участке, а не категория дороги в целом, как это было раньше.

"Росавтодор" применяет эту технологию на небольших отдельных участках с 2014 года, в 2018 году смеси из щебёночно-мастичного асфальтобетона, подобранного по системе объёмно-функционального проектирования, успешно прошли промышленное внедрение на КАД вокруг Санкт-Петербурга. С прошлого года технология шагнула и в другие регионы.